Главная » Файлы » Російська мова

Конспект урока в 5 классе "Лексика і фразеологія"
04.28.2015, 10:23 AM

Конспект  урока в 5 классе

"ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ"

Целиурока: ( Слад 2)

обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучениитемы «Лексика»;

развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы;

воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность.

Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер.

Тип урока: урок – КВН

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: словари, компьютерная техника для презентации, высказывания о русском языке.

Межпредметные связи: украинский язык, литература, живопись, английский язык, культура речи.

Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Р. Зелёная

Ходурока:

I. Организационный настрой.

II. Вступительное слово учителя. (Сообщаются тема и цели урока) 2 мин.

Здравствуйте, ребята! ( Слад 1)

-Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили. Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна «Лексика». Компасом будут служить ваши знания.. И первым – отгадать загадку, чтобы узнать вид транспорта для путешествия: «Летит птица-небылица

                                                       А внутри народ сидит

                                                        Меж собою говорит»(самолет)

Пристегните ремни безопасности, мы отправляемся в путешествие

           Реализация целей через конкурсные задания и туры:

Мы приземлились в стране «Лексика и Фразеология» повторяем и обобщаем материал  в форме игры-КВН между 3-мя командами.  ( Жеребьевка (Кто куда)

 Первая команда «Лингвисты», девиз: «Хочу всё знать». ( Слад 3)

Вторая команда «Грамотеи», девиз: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Третья команда «Словесники», девиз: «Знание – лучшее богатство».

Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном словаре современного русского литературного языка. Словаря, в котором были бы записаны все слова, конечно, нет и быть не может. А сейчас сравним интересные числа (Слайд4)

Лингвистическая сказка

В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их Антонимы, Синонимы и Омонимы. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах.

Лучше жилось семье Синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но все в его семье были дружны и поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все тоже были печальные, невесёлые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то остальные его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру. ( Выступление Влада и Ани)

В семье Антонима не всё было так хорошо и слаженно, как у его брата Синонима. Причиной ссор и недоразумений были постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царила привычка противоречить друг другу. Поэтому семье ничего не удавалось сделать сообща. Если один работал, другой обязательно бил баклуши, если кому-то в семье было холодно и он закрывал все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становилось жарко и он спешил открывать окна. Так возникали ссоры, доходившие до драк. Так и жили Антонимы, всё время имея противоположное значение.

Но хуже жилось Омониму, ибо в семье у него царило сплошное недоразумение. Некоторые члены семьи имели одинаковые имена, но были совершенно разными (лист бумаги и лист дерева, коса девичья и коса ‑ острое орудие труда). И если отец звал одного из сыновей, то обязательно приходил и другой. Никто в семье не мог решить эту проблему, ведь никто ничего не понимал ‑ всё было так запутано.

Как-то Лексика посетила своих сыновей, поняла их проблемы и решила помочь им. Она попросила своих сестёр ‑ Лингвистику и Этимологию ‑ помочь выяснить значение слов синонимы, антонимы, омонимы. Быстро в стране воцарился порядок, ведь появились словари, заглянув в которые можно было легко понять значение слова и подобрать к нему синоним, омоним или антоним.

( Слад 5) Орфографическая разминка: записать на доске и в тетрадях словарные слова по их лексическим значениям, подчеркнуть непроверяемые гласные в корне слова: 

Свободное время человека (досуг)

Место, куда ходят за покупками (магазин)

Широкий шарф (кашне)

Зрительные места в зале перед сценой (партер)

Сумка ученика (портфель)

Слово, выражающее благодарность (спасибо)

Составить предложение с любым словом, осложнив его обращением. Усложненное задание: составить диалог из трех реплик.

 

III.Орфографический практикум: (вставить пропущенные орфограммы)

«Если не хватает гласных,

Дописать мы их согласны!»

(Ребята выполняют работу на карточках)

Самопроверка

  1. А)Лингвистическая  разминка.(Слайд № 6)

Лексика – это…

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению…

Слова, имеющие несколько лексических значений…

Слова, противоположные по лексическому значению…

Словарный запас одного человека…

Б)«Отгадай загадку» (устно). Командам

Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос.

а) На каких полях не пашут и не сеют? (тетрадных)

б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного)

в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (сосновой, ежовой)

Вопросы:

Как в лексике называются эти слова? (многозначные)

Какие слова называются многозначными? (дать определение)

      Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? ( к толковому словарю)

      (раздаются жетоны)

 

2.Мы подошли к станции (Слайд №7 Станция «Омонимы»)

Возвращаясь под вечер с поля,

                         Потеряла сережку Поля.

                         Ту сережку нашел Сережка,

                         Прибежал, постучал в окошко:

                         «Отыскалась твоя сережка».

Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса

 Это кто стрелой из лука прострелил головку лука?

 

             

3.Распределите по группам неполные омонимы ( Слайд №8)

1.омофоны

2.омографы

3.омоформы

А) Мука(продукт) – мука(переживание) омографы

Б)Замок(дворе) –замок(на двери) омографы

В)Луг – лук            омофоны

Г)Плод –плот         омофоны

Д)Печь(сущ.) – печь(глаг.) омоформы

Е)Потри -  по три омоформы

Пояснить 

 

- Задание. Что такое синонимы? Подобрать синонимы, в которых признак выражен больше.( Слайд № 9) Интерактивная доска- записывают дети

  Большой -    (огромный)                               Теплый -     (горячий)

  Противник -     (враг)                                   Влажный -     (мокрый)

  Просить -    (умолять)                                 Прохладный -  (холодный)

  Жара –        (зной)

 

 

( Слад 10) Давайте вспомним:  На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым

значением,  а во второй – с переносным.  (выходят поочерёдно  представители  от команд  и

работают у доски

Что получилось? Я Вам подобрала трудные слова. Но мы не ищем легких путей? Подобрать антонимы ( А сейчас сравните с правильными ответами, сколько правильных ответов, столько и жетонов.) Интерактивная доска- записывают дети ( Слайд № 8)

Горячий кофе – холодный,             горячий человек – хладнокровный,

Мягкий грунт -  твердый,              мягкий климат – суровый,

Легкий урок – трудный,                 легкий мороз – крепкий,

Свежий хлеб – чёрствый,                        свежий журнал – старый,

.( Слайд № 9 ответы)

 

 

   Антонимы? ( Слад 11)

- Задание. Дописать пословицы. Назвать антонимы.

Мир строит – война (разрушает)

Герой умирает, а слава его (живет)

Ученье свет, а неученье – (тьма)

Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 

Игра «Кто быстрее»(по очереди по 2 слова)

Грязный –( чистый)

Мягкий –( твердый)

Грубый –( нежный)

Слабый – (сильный)

Светлый –( темный)

Замкнутый –( общительный)

 

8. Физкультминутка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час.(повороты головы вправо, влево)

Раз – два, три – четыре.(хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири.(приседание)

Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)

Убежали мышки вон.(бег на месте вокруг себя)

 

*     ( Слад 12) 2) фразеологизм?  Задание:  подберите  фразеологизмы - антонимы.

Первым делом – в последнюю очередь.

Заварить кашу– расхлебывать кашу,

Засучить рукава – спустя рукава,  

Тяжел на подъем- легок на подъем,

Гладить по шерсти- против шерсти,

Выйти из себя – прийти в себя,

Справка: расхлебывать кашу, спустя рукава, легок на подъем, против шерсти, прийти в себя, в последнюю очередь.

 

 

  1. Конкурс «Узнай фразеологизм»
  2. Сильному учащемуся(поработать с иртерактивным блоком фразеологизмов)

http://LearningApps.org/display?v=p9jrqw3f316

Слайды с 13 по 22. Ответы:

 1. Как кошка с собакой; брать быка за рога; за двумя зайцами.

2. Куй железо, пока горяче; как на ладони; водить за нос.

3. Бить баклуши; сесть в калошу; ставить палки в колеса.

 

Дидактическая игра( найти соответствие) ( Слад 23)

Держать язык за зубами

Надуть губы

Бить баклуши

Яблоку негде упасть

Лясы точить

Клевать носом

Ловить на лету

Наступать на пятки

Два сапога пара

Приуныть

Помалкивать

Дремать

Разговаривать

Быстро понимать

Бездельничать

Догонять

Одного поля ягоды

Тесно

 

 

( Слад 24) X. Переведи фразеологизм и найди соответствующий в русском языке

I команда:

  • The game is worth the candle

Игра стоит свеч.

II команда:

A bird in the hand is worth two in the bush

 (Одна птица в руках лучше.. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

III команда:

  • . Play somebody a dirty trick.

Сыграть злую шутку. ( Подложить  свинью)

( Слад 25)

1. Бити байдики -бить баклуши

2.Обоє рябоє – два сапога пара

3.Ускочити в халепу – попасть в переплет

4.Дерти горло – кричать во всю глотку

5.Кирпу гнути – задирать нос

6.Як муха в окропі –как белка в колесе

7.Вивести на сухе – вівести на чистую воду

8.Шукай вітру в полі – ищи-свищи

9.Ніде гольці впасти – негре яблоку упасть

 

Конкурс «Лицедеи» (Показать пантомиму) Музыка. «Дерево мудрости» Игроки команд подходят к нарисованному дереву с прикреплёнными листьями, отрывают листок и показывают 

Бить баклуши

 Водить за нос 

 Намылить шею 

 С гулькин нос

Заварить кашу

 Душа в душу (по два ребенка приглашаю из команд)

 

 Конкурс капитанов Игра «Кто больше?»

Составить крылатые выражения со словами: Ухо Голова Рука.

Составить предложения  с одном выражением

 

  1. Теоретическое повторение. Упражнение « Перекрёстный огонь» Слайд 3. Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика».

 

2. «Следствие ведут знатоки» 

Ребусы

  1. Апельсин ( Слайд 27 - 30)
  2. Юбилей      28
  3. Мандарин     29
  4. Варежки       30

 

Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс) Программа W2

 

1. Какое слово является многозначным:

а) топор

б) кисть

в) человек

 

2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

а) щеки горят

б) дрова горят

 

3. Найдите синоним к слову огромный:

а) громадный

б) маленький

 

4. Подберите антоним к слову румяный:

а) бледный

б) краснощекий

 

5. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

 

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в орфографическом словаре  русского языка.

 

6. Лексика - это:

 

а) все слова языка.

б) слова, которые даны в толковом словаре.

в) слова, которые я знаю.

 

В конце урока учитель читает

Стихотворение. (Слайд 31)

Д.З. Составить фразеологизмы по типу:

Группа1

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).
  3. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

Группа2

  1. Если очень много людей в помещении, тесно так, что не пройдешь, говорят – "как сельдей в бочке" или "яблоку негде упасть".
    2. Если очень тихо – "муха пролетит – слышно".

    3. Если человек потерпел неудачу, оказался в смешном положении, говорят – "он сел в калошу".
Категория: Російська мова | Добавил: Admin
Просмотров: 1217 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 2
avatar
1 nosova_52 • 11:39 PM, 06.12.2015
интересно
avatar
0
2 Admin • 1:17 AM, 01.28.2016
Рада, что понравился материал.
avatar