Главная » Файлы » Російська мова |
04.28.2015, 10:23 AM | |||
Конспект урока в 5 классе "ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ" Целиурока: ( Слад 2) обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучениитемы «Лексика»; развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы; воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность. Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер. Тип урока: урок – КВН Технология: на диалоговой и игровой основе. Оборудование: словари, компьютерная техника для презентации, высказывания о русском языке. Межпредметные связи: украинский язык, литература, живопись, английский язык, культура речи. Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Р. Зелёная Ходурока: I. Организационный настрой. II. Вступительное слово учителя. (Сообщаются тема и цели урока) 2 мин. Здравствуйте, ребята! ( Слад 1) -Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили. Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна «Лексика». Компасом будут служить ваши знания.. И первым – отгадать загадку, чтобы узнать вид транспорта для путешествия: «Летит птица-небылица А внутри народ сидит Меж собою говорит»(самолет) Пристегните ремни безопасности, мы отправляемся в путешествие Реализация целей через конкурсные задания и туры: Мы приземлились в стране «Лексика и Фразеология» повторяем и обобщаем материал в форме игры-КВН между 3-мя командами. ( Жеребьевка (Кто куда) Первая команда «Лингвисты», девиз: «Хочу всё знать». ( Слад 3) Вторая команда «Грамотеи», девиз: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Третья команда «Словесники», девиз: «Знание – лучшее богатство». Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном словаре современного русского литературного языка. Словаря, в котором были бы записаны все слова, конечно, нет и быть не может. А сейчас сравним интересные числа (Слайд4) Лингвистическая сказка В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их Антонимы, Синонимы и Омонимы. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах. Лучше жилось семье Синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но все в его семье были дружны и поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все тоже были печальные, невесёлые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то остальные его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру. ( Выступление Влада и Ани) В семье Антонима не всё было так хорошо и слаженно, как у его брата Синонима. Причиной ссор и недоразумений были постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царила привычка противоречить друг другу. Поэтому семье ничего не удавалось сделать сообща. Если один работал, другой обязательно бил баклуши, если кому-то в семье было холодно и он закрывал все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становилось жарко и он спешил открывать окна. Так возникали ссоры, доходившие до драк. Так и жили Антонимы, всё время имея противоположное значение. Но хуже жилось Омониму, ибо в семье у него царило сплошное недоразумение. Некоторые члены семьи имели одинаковые имена, но были совершенно разными (лист бумаги и лист дерева, коса девичья и коса ‑ острое орудие труда). И если отец звал одного из сыновей, то обязательно приходил и другой. Никто в семье не мог решить эту проблему, ведь никто ничего не понимал ‑ всё было так запутано. Как-то Лексика посетила своих сыновей, поняла их проблемы и решила помочь им. Она попросила своих сестёр ‑ Лингвистику и Этимологию ‑ помочь выяснить значение слов синонимы, антонимы, омонимы. Быстро в стране воцарился порядок, ведь появились словари, заглянув в которые можно было легко понять значение слова и подобрать к нему синоним, омоним или антоним. ( Слад 5) Орфографическая разминка: записать на доске и в тетрадях словарные слова по их лексическим значениям, подчеркнуть непроверяемые гласные в корне слова: Свободное время человека (досуг) Место, куда ходят за покупками (магазин) Широкий шарф (кашне) Зрительные места в зале перед сценой (партер) Сумка ученика (портфель) Слово, выражающее благодарность (спасибо) Составить предложение с любым словом, осложнив его обращением. Усложненное задание: составить диалог из трех реплик.
III.Орфографический практикум: (вставить пропущенные орфограммы) «Если не хватает гласных, Дописать мы их согласны!» (Ребята выполняют работу на карточках) Самопроверка
Лексика – это… Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению… Слова, имеющие несколько лексических значений… Слова, противоположные по лексическому значению… Словарный запас одного человека… Б)«Отгадай загадку» (устно). Командам Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос. а) На каких полях не пашут и не сеют? (тетрадных) б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного) в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (сосновой, ежовой) Вопросы: Как в лексике называются эти слова? (многозначные) Какие слова называются многозначными? (дать определение) Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? ( к толковому словарю) (раздаются жетоны)
2.Мы подошли к станции (Слайд №7 Станция «Омонимы») Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка, Прибежал, постучал в окошко: «Отыскалась твоя сережка». Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» Это кто стрелой из лука прострелил головку лука?
3.Распределите по группам неполные омонимы ( Слайд №8) 1.омофоны 2.омографы 3.омоформы А) Мука(продукт) – мука(переживание) омографы Б)Замок(дворе) –замок(на двери) омографы В)Луг – лук омофоны Г)Плод –плот омофоны Д)Печь(сущ.) – печь(глаг.) омоформы Е)Потри - по три омоформы Пояснить
- Задание. Что такое синонимы? Подобрать синонимы, в которых признак выражен больше.( Слайд № 9) Интерактивная доска- записывают дети Большой - (огромный) Теплый - (горячий) Противник - (враг) Влажный - (мокрый) Просить - (умолять) Прохладный - (холодный) Жара – (зной)
( Слад 10) Давайте вспомним: На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным. (выходят поочерёдно представители от команд и работают у доски Что получилось? Я Вам подобрала трудные слова. Но мы не ищем легких путей? Подобрать антонимы ( А сейчас сравните с правильными ответами, сколько правильных ответов, столько и жетонов.) Интерактивная доска- записывают дети ( Слайд № 8) Горячий кофе – холодный, горячий человек – хладнокровный, Мягкий грунт - твердый, мягкий климат – суровый, Легкий урок – трудный, легкий мороз – крепкий, Свежий хлеб – чёрствый, свежий журнал – старый, .( Слайд № 9 ответы)
Антонимы? ( Слад 11) - Задание. Дописать пословицы. Назвать антонимы. Мир строит – война (разрушает) Герой умирает, а слава его (живет) Ученье свет, а неученье – (тьма) Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).
Игра «Кто быстрее»(по очереди по 2 слова) Грязный –( чистый) Мягкий –( твердый) Грубый –( нежный) Слабый – (сильный) Светлый –( темный) Замкнутый –( общительный)
8. Физкультминутка. Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть, который час.(повороты головы вправо, влево) Раз – два, три – четыре.(хлопки в ладоши) Мышки дёрнули за гири.(приседание) Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой) Убежали мышки вон.(бег на месте вокруг себя)
( Слад 12) 2) фразеологизм? Задание: подберите фразеологизмы - антонимы. Первым делом – в последнюю очередь. Заварить кашу– расхлебывать кашу, Засучить рукава – спустя рукава, Тяжел на подъем- легок на подъем, Гладить по шерсти- против шерсти, Выйти из себя – прийти в себя, Справка: расхлебывать кашу, спустя рукава, легок на подъем, против шерсти, прийти в себя, в последнюю очередь.
http://LearningApps.org/display?v=p9jrqw3f316 Слайды с 13 по 22. Ответы: 1. Как кошка с собакой; брать быка за рога; за двумя зайцами. 2. Куй железо, пока горяче; как на ладони; водить за нос. 3. Бить баклуши; сесть в калошу; ставить палки в колеса.
Дидактическая игра( найти соответствие) ( Слад 23)
( Слад 24) X. Переведи фразеологизм и найди соответствующий в русском языкеI команда:
Игра стоит свеч. II команда: A bird in the hand is worth two in the bush (Одна птица в руках лучше.. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» III команда:
Сыграть злую шутку. ( Подложить свинью) ( Слад 25) 1. Бити байдики -бить баклуши 2.Обоє рябоє – два сапога пара 3.Ускочити в халепу – попасть в переплет 4.Дерти горло – кричать во всю глотку 5.Кирпу гнути – задирать нос 6.Як муха в окропі –как белка в колесе 7.Вивести на сухе – вівести на чистую воду 8.Шукай вітру в полі – ищи-свищи 9.Ніде гольці впасти – негре яблоку упасть
Конкурс «Лицедеи» (Показать пантомиму) Музыка. «Дерево мудрости» Игроки команд подходят к нарисованному дереву с прикреплёнными листьями, отрывают листок и показывают Бить баклуши Водить за нос Намылить шею С гулькин нос Заварить кашу Душа в душу (по два ребенка приглашаю из команд)
Конкурс капитанов Игра «Кто больше?» Составить крылатые выражения со словами: Ухо Голова Рука. Составить предложения с одном выражением
2. «Следствие ведут знатоки» Ребусы
Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс) Программа W2
1. Какое слово является многозначным: а) топор б) кисть в) человек
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении: а) щеки горят б) дрова горят
3. Найдите синоним к слову огромный: а) громадный б) маленький
4. Подберите антоним к слову румяный: а) бледный б) краснощекий
5. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре русского языка.
6. Лексика - это:
а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре. в) слова, которые я знаю.
В конце урока учитель читает Стихотворение. (Слайд 31) Д.З. Составить фразеологизмы по типу: Группа1
Группа2
| |||
Просмотров: 1249 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |