Главная » Статьи » Мои статьи

На пути к бессмертию

Украина – моя родина…

С. Параджанов

С.И.Параджанов – одна из самых загадочных личностей ХХ столетия. Феномен Параджанова не перестает волновать прогрессивную общественность мирового пространства, потому, что взлет его личности был настолько стремительным и очевидным, что по сей день заставляет волноваться и удивляться своей грандиозной монументальностью, но и общечеловеческой закономерностью.

Хочу сказать несколько слов об участии моих воспитанников во Всеукраинском конкурсе «Лицарі українського романтичного світосприйняття. Коцюбинський. Параджанов.». Проекта «Моя Батьківщина – очима дітей різних етносів України».

Мои воспитанники: Влад Кузьменко – победитель конкурса в 2009 году в номинации «Відкриття», Н. Соколюк в 2014 году.

Генеральный партнёр проекта, куратор «Параджанов АРТ», вице-президент АОКС. Член совета руководителей Всеукраинских национальных объединений Министерства образования и науки Украины О. Оганесян.

 10 лет подряд мы участники  проекта.

!7 сентября в Киеве, в Кабмине, состоялось мероприятие, которое позволило об‘единить единомышленников, одержимых исследовательской деятельностью по популяризации творческого наследия выдающегося Мастера кино Сергея Параджанова.

 Друг проекта Виктория Данелян, основатель музея «Сновидений» говорила, что С. Параджанов подарил идею о том, что судьбу человека, в большей степени, вершит не его биография, а фантазия о самом себе. И это так потому, что этот конкурс помог всем участвующим педагогам получить возможность найти в учащихся ростки национального мировоззрения и дать им развиваться, опираясь на личный опыт.

Последние десять лет со знаменитым режиссером С. Параджановым была его редактор, секретарь, переводчик Кора Церители.

Из её выступления знаем, что ежедневно общаться с гением – это просто невыносимая ноша.

Он не останавливается ни на одну секунду и если не работали руки, то в ход шла мысль; придумывал, рассказывал. По любому поводу начинался такой взлёт фантазии. Так как его искусство особое, которое говорит с нами языком кинематографа.

Даже подражать Параджанову невозможно. У него это, как у человека творческого и исключительно одарённого – это и вызов, и шок, и такой огромный сгусток энергии – сравнить можно только с Сальвадором Дали и сюрреализмом, когда нормальность ставит в тупик, используется «параноидально-критический метод», когда:

  • Сознание освобождено от рациональных связей и достигает состояния, близкого к трансу;
  • Полностью подчиняется неконтролируемым внутренним импульсам;
  • Работаешь быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Как бы «Прозреть, увидеть, удивиться».

Ещё одним выходом творческой энергии мастера были коллажи: фотографии, растения, лоскуты ткани, стекло; всё это монтировал на плоскости и в пространстве, создавая совершенно уникальный мир.

Есть уникальная возможность посмотреть альбом фотографий С. Параджанова «Хроника диалога». Большинство будут опубликованы впервые, где Параджанов запечатлён Ю. Мечетовым в разные периоды жизни и в разных эмоциональных состояниях. Незабываемая мимика, жесты, улыбка и конечно же взгляд самого загадочного и мистического гения кино ХХ века.

С. Параджанов говорил:

«Нужно воспитывать будущее поколение,  это уже не перевоспитаешь – оно придёт к очищению. Все: политики, режиссеры должны думать о воспитании будущего поколения».

В центре его многогранного творчества путеводной звездой наивысшей пробы остается на все времена фильм по мотивам произведения М.Коцюбинського «Тени забытых предков».

«Как страшно прозевать прекрасное»,-писал гениальный режиссер.

«Сонце! Я тобі вдячний. Ти сієш у мою душу золотий засів – Хто знає, що вийде з того насіння. Може вогні?»- казав М. Коцюбинський

В «Тенях…» Коцюбинский описал идиллию, костюмы, обычаи, уклад жизни гуцулов, не подозревая,  какая драмма прячется среди этой роскошной природы. А мы увидели конечные результаты обработки этих гуцульських материалов и ту бездну, в которую он заглянул.

Карпаты делились сокровищами, а режисёр Параджанов умел их находить. Всё, что мы увидели на экране было на самом деле: Криворівня – об’єкт Палійчуків; Соколівка – Марічка-утоплениця.

Сорок человек из села брали участие в съемках, а Валю Глинько (девочка Маричка) сам лично Параджанов учил вышивать крестиком.

«Тени…» 50 лет поражают зрителей. Фильм переполненный универсальными мифологическими символами жизни и смерти, добра и зла, красоты и уродства, создания и уничтожения – начало и конец.

Маричка погибает в бушующих водах, но не исчезает навсегда, а как бы возвращается к первоначальному, исходному.

А Иван после смерти любимой возвращается к жизни через дерево «символ жизни» - жизни космической.

Вот такое кратковременное счастье, как весна и трагедия двух молодых людей.

А игры при покойнике – символ вечной жизни и дети, которые с интересом следят через окно за обрядом. Таким образом, утверждается природность жизни и смерти, и законов вечного обновления.

Маричка идёт за звездой – символ мечты, однако заблудилась – символ отчаяния и находит чёрную овечку – символ смерти (избавления). Такое чувство, как прыжок со скалы  - триумф жизни над смертью.

Режисёр армянского происхождения показал миру Украину и за это пострадал, выбрав путь внутренней свободы, воспринимается как герой нашей страны; всем своим творчеством и жизнью Параджанов напоминал, что Украина не должна делиться. А Иваны и Марички необходимы нам и нашим потомкам.

Богатейший клад обычаев нашего народа мы получили в  наследство и обязаны сберечь его и передать потомкам, чтобы не прервалась связь поколений.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (04.24.2015)
Просмотров: 462 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.7/10
Всего комментариев: 3
avatar
1 nosova_52 • 11:46 PM, 06.12.2015
Интересно
avatar
2 xzSpellSINGERzx • 9:33 PM, 01.25.2016
Интересно и познавательно!Спасибо!
avatar
3 ruslanmitev24 • 9:47 PM, 01.25.2016
Спасибі, що працюєте з натхненням.
avatar